Вокруг нас беспрерывно формируются границы — в языках, кулинарных пристрастиях, контурах государств, спортивных предпочтениях, общественных интересах, художественных практиках. Но нетрудно заметить, что границы не только разделяют («линия отреза»), но и помогают отличить землю от неба (линия горизонта), а главное — переоценить, изменить (например, «прорыв» или «растворение» границ).
На серии лекций-дискуссий «Современное искусство: без ограничений» понятие «границы» позволит обсуждать сложные вопросы, касающиеся и современного искусства, и его взаимодействия с отдельными людьми, сообществами, профессиональными организациями и «ничейными» пространствами, мировой экологической повесткой и локальными городскими проблемами.
«Источником» этой дискуссии стала выставка «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова — вещи, авторы, превращения» и это не случайно, ведь художник — одновременно и автор, и модератор, и коллекционер, а куратор (Георгий Никич) измеряет выставку не только художественными, но рыночными, социальными, антропологическими и даже бытовыми мерками.
Большие и малые актуальные художественные проекты, знаменитые и малозаметные произведения современного искусства, вопросы конвертации ценностей — художественные в общественные, офлайн в онлайн, ведомственные в общезначимые, — все это мы с вами рассмотрим, следуя идеям человеческой ограниченности и / или художественной трансграничности.
Программа посвящена Алексею Гастеву — уникальному деятелю культуры авангарда. Авангардисты были вдохновлены машинами и процессами индустриальной эпохи — станками, автомобилями, самолетами. Инженер и рабочий были главными героями 20-х 30-х годов. Художники, режиссеры, дизайнеры, и поэты применяли принципы научной организации труда». Они создали новую визуальную культуру.
Гастев-поэт воспевал жизнь новой, индустриальной России, захватив воображение целого поколения советской молодежи. Ежедневный хор заводских свистков, гул стальных токарных станков и жар доменных печей были элементами поэзии Гастева. В его романтическом видении индустриализма люди и машины слились воедино: машины рассматривались как продолжение человеческого тела, люди перенимали эффективность своих творений, приобретая «стальные нервы» и мускулы, подобные «железным рельсам».
Сам Гастев говорил, что стал поэтом, поскольку другие пути выражения его теорий были невозможны, революция дала воплотить эти идеи в жизнь, предоставила возможность стать организатором и создателем чего-то нового. Центральный институт труда, основанный Гастевым, стал центром популяризации идей «научного менеджмента» — НОТ.
Целью Гастева было не что иное, как преобразование русской культуры, но его идеи были связаны с идеями американским промышленных инженеров, таким как Фредерик У. Тейлор, Фрэнк Гилбрет и Генри Форд, не меньше, чем с Марксом и Энгельсом. Можно сказать, что он хотел рационализировать труд в масштабах всей страны. Об этом расскажут лекторы научной программы.