Время работы музея: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 (кассы открыты до 20:30), понедельник — выходной
НАУЧНАЯ ПРОГРАММА
К ВЫСТАВКАМ
летний лекторий
10/06/21 — 01/07/21
[ старт 10 июня ]
Вокруг нас беспрерывно формируются границы — в языках, кулинарных пристрастиях, контурах государств, спортивных предпочтениях, общественных интересах, художественных практиках. Но нетрудно заметить, что границы не только разделяют («линия отреза»), но и помогают отличить землю от неба (линия горизонта), а главное — переоценить, изменить (например, «прорыв» или «растворение» границ).

На серии лекций-дискуссий «Современное искусство: без ограничений» понятие «границы» позволит обсуждать сложные вопросы, касающиеся и современного искусства, и его взаимодействия с отдельными людьми, сообществами, профессиональными организациями и «ничейными» пространствами, мировой экологической повесткой и локальными городскими проблемами.

«Источником» этой дискуссии стала выставка «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова — вещи, авторы, превращения» и это не случайно, ведь художник — одновременно и автор, и модератор, и коллекционер, а куратор (Георгий Никич) измеряет выставку не только художественными, но рыночными, социальными, антропологическими и даже бытовыми мерками.

Большие и малые актуальные художественные проекты, знаменитые и малозаметные произведения современного искусства, вопросы конвертации ценностей — художественные в общественные, офлайн в онлайн, ведомственные в общезначимые, — все это мы с вами рассмотрим, следуя идеям человеческой ограниченности и / или художественной трансграничности.
Цикл лекций-дискуссий «Современное искусство: без ограничений»
[ старт 15 июня ]
Программа посвящена Алексею Гастеву — уникальному деятелю культуры авангарда. Авангардисты были вдохновлены машинами и процессами индустриальной эпохи — станками, автомобилями, самолетами. Инженер и рабочий были главными героями 20-х 30-х годов. Художники, режиссеры, дизайнеры, и поэты применяли принципы научной организации труда». Они создали новую визуальную культуру.

Гастев-поэт воспевал жизнь новой, индустриальной России, захватив воображение целого поколения советской молодежи. Ежедневный хор заводских свистков, гул стальных токарных станков и жар доменных печей были элементами поэзии Гастева. В его романтическом видении индустриализма люди и машины слились воедино: машины рассматривались как продолжение человеческого тела, люди перенимали эффективность своих творений, приобретая «стальные нервы» и мускулы, подобные «железным рельсам».

Сам Гастев говорил, что стал поэтом, поскольку другие пути выражения его теорий были невозможны, революция дала воплотить эти идеи в жизнь, предоставила возможность стать организатором и создателем чего-то нового. Центральный институт труда, основанный Гастевым, стал центром популяризации идей «научного менеджмента» — НОТ.

Целью Гастева было не что иное, как преобразование русской культуры, но его идеи были связаны с идеями американским промышленных инженеров, таким как Фредерик У. Тейлор, Фрэнк Гилбрет и Генри Форд, не меньше, чем с Марксом и Энгельсом. Можно сказать, что он хотел рационализировать труд в масштабах всей страны. Об этом расскажут лекторы научной программы.
Программа к выставке
«Гастев. Как надо работать»
Цикл лекций-дискуссий «Современное искусство: без ограничений»
[ старт 10 июня ]
спикер: Георгий Никич, искусствовед,
куратор выставки
Научная программа к выставке «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова — вещи, авторы, превращения». 12+
онлайн-лекция, 19:00 (прм) / 17:00 (мск)
Мы обсуждаем: границы, формы, форматы существования современного искусства. Проводим умственные опыты построения границ в городских и выставочных пространствах (а затем пытаемся их — границы — растворять).
Границы контекстов: современное искусство между обществом, институциями и рынком.
[ 19:00 ]
16/06
онлайн-лекция, 19:00 (прм) / 17:00 (мск)
Мы обсуждаем: границы понятия «современность», границы между «старым» и «новым», «искусством» и «дизайном», «понятным» и «непонятным», а также говорим о том, кто устанавливает «правила игры» и критерии. Относится ли понятие «норма» к современной художественной жизни.
Границы понятия: что такое произведения и процессы современного искусства?
[ 19:00 ]
10/06
Границы участия:
где, как и зачем авторы
встречаются со зрителями?
Мы обсуждаем: художника, как зрителя, зрителя, как медиатора, медиатора, как куратора, автора, как политика и т. д. и т. д. Культура участия позволяет увидеть «спектакль жизни» в новых измерениях и перспективах.
Границы будущего: что предвидит или прогнозирует современное искусство?
Мы обсуждаем: граница дефицита – нам не хватает «заказа на будущее». Как и с помощью кого нам думать о будущем и какова роль современных художников в этом процессе — проблематизаторы? иллюстраторы? визионеры?
лекция в музее,19:00 (прм)
онлайн-лекция, 19:00 (прм) / 17:00 (мск)
[ 19:00 ]
24/06
[ 19:00 ]
30/06
Круглый стол: Сломанные вещи. Границы искусства и повседневности
Будем обсуждать статус «вещей» и «объектов» в их переходе из «производственного» назначения, «подручных» сущностей к новому существованию, «сбою», «переделке», «поломке» и становлению искусством.
встреча в музее, 19:00 (прм)
[ 19:00 ]
01/07
Цикл лекций к выставке «Гастев. Как надо работать»
[ старт 10 июня ]
Программа посвящена Алексею Гастеву — уникальному деятелю культуры авангарда. 12+
Начиная с 60-х годов XX века, произошло резкое изменение условий труда, связанное с трансформацией технико-технологической основы современного труда, а именно с внедрением цифровых технологий в производственные процессы. Коммуникативный аспект данных технологий сопровождается возрастанием роли интеллектуальной и аффективной составляющей труда. Такой труд задействует все наши антропологические способности. Здесь сложно провести однозначную границу, которая бы различала, что является трудом, а что нет.

Современная метаморфоза труда перекликается со знаменитым проектом А. Гастева, который, по сути, родился как соединение искусства, научного метода и «живого труда». В этом смысле советский авангард обнаруживает в себе особенности, которые позволяют прояснить специфику труда XXI века.
[ 19:00 ]
15/06
спикер: Яна Григорова
доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат философских наук. Организатор научных семинаров по тематике: «Философия науки и техники». Основной темой научного исследования является проблема современного типа труда с позиции социальной философии. По теме исследования опубликовано 13 статей.
лекция в музее PERMM
Предвосхищение постфордизма в советском авангарде: научная организация труда
В отечественной теории управления и внутри философского осмысления темы труда советская школа научной организации труда (НОТ) все еще недостаточно исследована. Проект НОТ реализовывался в 20-е годы прошлого века преимущественно на базе Центрального института труда (ЦИТ), созданного Алексеем Гастевым.

Гастевский проект связан с воображением будущего, с формированием нового человека внутри трудовой культуры. Труд перестает быть отчужденным, и становится человекомерным. От чисто марксистского понимания труда, через его поэтизацию и переосмысление телесности, Гастев движется к холистическому видению всего процесса трудовой деятельности.

Результатом деятельности ЦИТ стало предложение нового антропологического проекта, где труд становится синтетической деятельностью по преобразованию мира. В основе этого преобразующего труда не только пафос рационализаторства и осознанная включенность, но и новая чувственность — «воспитание глаза и уха» — возвращающая нам сложность мира.
[ 19:00 ]
17/06
лекция в музее PERMM
Лучшая часть жизни:
Алексей Гастев о труде
спикер: Екатерина Старикова
выпускница философского факультета СПбГУ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ТюмГУ, научные интересы: философия труда, философская антропология. Участвовала в исследованиях и научных конференциях, международных проектах, посвященных Алексею Гастеву.
На открытой лекции мы погрузимся в ретроспективу методов и подходов к рациональной организации труда и повышению производительности в разных странах. Такой исторический экскурс поможет понять, почему автоматизация и цифровизация производства была бы невозможна без научной организации труда.

В ходе интерактивной части вы сможете принять участие в совершенствовании производственного процесса и увидеть, насколько простые и очевидные решения могут в разы повышать производительность работы!

Совместно с проектом НИУ ВШЭ (Пермь) «Университет, открытый городу».
[ 19:00 ]
24/06
лекция в музее PERMM
НОТ: от ремесленников
до цифровых двойников

спикеры: Дмитрий Гергерт, Дмитрий Артемьев
Дмитрий Гергерт, к.э.н., доцент департамента менеджмента, руководитель образовательной программы магистратуры «Управление проектами» НИУ ВШЭ — Пермь

Дмитрий Артемьев, к.э.н., доцент департамента менеджмента, руководитель образовательной программы бакалавриата «Управление бизнесом» НИУ ВШЭ – Пермь