Как мы провели 2022-й

Как мы
2022-й
провели

До нового года остались считанные часы, и нам кажется, что это удачный момент для того, чтобы оглянуться назад. Что бы мы в музее PERMM ни делали, мы откликаемся на то, что происходит вовне, и постоянно осмысляем время, в котором мы оказались, и события, которыми оно насыщено. Так что события в PERMM иногда бывают спонтанными, но никогда — случайными. Каждое из них становится частью нашей истории и создает не только наш образ, но и образ времени, а в данном случае — года, который нам удалось пройти вместе с вами. Сегодня мы публикуем воспоминания о 2022-м и размышления о том, что мы делали и для чего вообще все это было.

Наиля Аллахвердиева,
руководитель музея современного искусства PERMM

ИЗМЕНЕНИЕ
январь
В январе в музее шли финальные недели показа персональной выставки Пети Стабровского «Невидимый свет», в ней мы позволили себе обратиться к тонким материям и показать в музее то, что рождает сам свет. Любопытно, что в финале года мы провели «Ночь искусств» под девизом «Тому, кто идет со своим светом, можно не бояться тьмы» (цитата принадлежит американскому психиатру Ирвину Дэвиду Ялому). Финальные недели выставки Пети Стабровского сопровождались pop-up проектом медиахудожника Константина Дьячкова «Рефлекция», в котором он с помощью алгоритмов исследовал волновые характеристики света и звука, и «Светозвуковой лабораторией» — арт-резиденцией для подростков, также посвященной свету, звуку и движению.

Главным словом во всех этих проектах стало слово «изменение» — важнейшее неотъемлемое свойство физического мира, с акцента на котором и начался новый музейный год.
В феврале мы открыли выставку «Она была красива, как русский пейзаж», объединившей арт-группы «Дальневосточные разлучницы» из Владивостока и «Нежные бабы» из Калининграда. То, что показ группы «ДВР» станет непростой задачей, было понятно с самого начала — их перформансы происходят в режиме «здесь и сейчас» и плохо поддаются документации. Однако и для «Нежных баб», несмотря на репрезентацию перформансов посредствам инсталляций, не менее важно живое присутствие.

На время выставки, куратором которой выступила Алиса Савицкая, музей превратился в двухэтажную тотальную инсталляцию, состоящую из инсталляций, видео и множества объектов. Важным моментом стало то, что именно зрители выполняли роль художников, становясь частью работ и производителями смысла. Гости могли создать свой саунд-перформанс, оставить символ или целую картину в виде вышивки на огромной скатерти, сыграть на фортепиано, запустить театр раёк или просто погрузиться в собственные размышления, сосредоточиться и подумать.

Другим важным событием стала арт-резиденция для подростков из города Полярный, итогом которой стала выставка «Смешанные чувства». Тема выставки — способность человека менять среду, в которой он живет.

Каждое из этих событий по-своему работало с осмыслением географии страны, линий, которые соединяют разные ее части, сообщества и смысловые центры, исследуют ее границы и узловые точки.
ОНА БЫЛА КРАСИВА, КАК РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
февраль
СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА
Март мы открыли первой музейной выставкой на улицах Перми. Фотопроект пермской художницы Лизы Поповой «Хрупкость» — это серия из 11 фотографий о людях, переживших насилие. Изначально проект должен был быть представлен в музее, но мы почувствовали необходимость выйти вовне, за музейные стены, потому что разговор об этой сложной теме должен стать частью общественной дискуссии и поддержать тех, кто с этим столкнулся.

Фотографии были размещены на рекламных сити-форматах — на месяц они стали окнами нашего проекта, обращающимися к случайному прохожему. Фотографии женщин и мужчин сняты Лизой через рельефное стекло, создающее импрессионистический эффект, трансформирующий тела участников в нежные, чувственные облака, которые зритель может достраивать в своем воображении до конкретных портретов героев.

Показ этого проекта в марте был важен для нас и в контексте Международного женского дня, как повода для обсуждения темы насилия, с которым в большей степени сталкиваются женщины. Визуальный контраст, где «обнаженные» люди оказываются в холодном, снежном, неуютном городе, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя и дает возможность переживания собственной хрупкости.

Проект «Хрупкость» является художественным высказыванием, предполагающим множество интерпретаций, но его миссия сводится к простой и понятной формуле — «нет насилию!», которая в контексте драматически меняющегося мира становится все более актуальной.
ХРУПКОСТЬ
март
В апреле мы открыли видеоинсталляцию Жени Ржезниковой «Мертвые души. Картотека ландшафтов Российской империи». Этот проект ставил своей целью исследование России и русского пейзажа в широком культурологическом смысле и по времени совпал с периодом, когда стало предельно ясно, что всем нам предстоит долгий и тяжелый период осмысления и рефлексии по поводу того, что в попытках понять и предсказать собственную страну мы пропустили нечто фатально важное.

Главной задачей проекта Жени Ржезниковой стало создание портрета парадоксального, сложного, густонаселенного ландшафта страны, представленного Гоголем в поэме «Мертвые души». Видеоинсталляция запускается в момент, когда гость читает в микрофон отрывок из «русской одиссеи» — на экране возникают звуковые волны, которые затем превращаются в картины русской глубинки и гоголевских персонажей.
МЕРТВЫЕ ДУШИ
апрель
КАРТОТЕКА ЛАНДШАФТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ПЕЧАЛЬ
май
Оставшиеся весенние месяцы были посвящены попытке объяснить самим себе то положение и тот момент, в котором мы все оказались. Мы ввели в программу арт-медиации с психологом — этот формат стал одним из первых опытов совместной музейной арт-терапии, запрос на которую, как показали дальнейшие месяцы, будет только расти.

В мае мы провели невероятную Ночь Музеев под девизом «Любовь победит печаль» — музей превратился в открытое пространство, в котором можно выразить эмоции и переживания с помощью ритуалов, придуманных художниками. В этот раз гости создавали обереги, писали свои мысли для коллективного «Кома печали», водили хоровод и пели обрядовые песни, собранные во время фольклорных экспедиций по Пермскому краю.
ЕГО ГЛАЗА НИКОГДА НЕ ВЫРАЖАЛИ НЕНАВИСТИ
лето
Лето мы потратили на то, чтобы осмотреться вокруг себя и обратиться как к окружающему пространству, так и к собственной истории. Приуроченная к 13-летию музея выставка «Его глаза никогда не выражали ненависти» по-новому презентовала для зрителя музейную коллекцию, более 200 объектов из которой разместились в большой экспозиции на трех музейных этажах.

Все остальные активности, случившиеся летом, так или иначе были связаны с городом — нам хотелось обратиться к нему и услышать его отклик, по-новому зафиксироваться в нем, понять его настроения, мечты и взгляды на будущее в условиях резко изменившегося мира.

Именно в этом контексте и стартовал большой проект «Придумай Пермь», приуроченный к трехсотлетию города. В нем городские сообщества объединились с современными художниками в попытке создать новые образы будущего Перми, поразмыслить и помечтать о том, как общими усилиями сделать город более современным, интересным, комфортным и любимым своими жителями — летом мы отобрали лучшие идеи о Перми будущего, а уже в сентябре стартовала серия из пяти арт-резиденций.
Осенний сезон мы открыли тремя большими премьерными выставками — персональными проектами двух известных российских художников, которые родились и выросли в нашем городе, — Сергея Деникина («Следуя (по) муравьиной тропе») и Вадима Михайлова («Это другое»), и выставкой лауреатов первой стипендиальной программы музея, объединившей проекты молодых пермских авторов, живущих и работающих в городе сегодня, — Эдуарда Бенкендорфа, Константина Дьячкова и тандема Александра Гуляева и Григория Глебова («Из глубины»). Все три проекта выстроены в формате диалога. В тотальной инсталляции Сергея Деникина мы видим диалог человека и природы, в таинственном лабиринте Вадима Михайлова — человека с его бессознательным, а в art&science пространстве «Из глубины» нас встречают диалоги художника и ученого, художника и искусственного интеллекта, художника и грибов.

В этих проектах мы смогли проследить как «пермская почва» проросла через все три этажа музея, став метафорой культурной среды, специфического контекста, определяющего особую пермскую метафизику, мерцающую между светом и тьмой.
ПЕРМСКАЯ ПОЧВА
сентябрь, октябрь
Для погружения в мир персональной выставки Вадима Михайлова «Это другое», подход к пониманию которой лежит и в психотерапевтическом поле, мы запустили серию арт-медиаций с психологом Ольгой Копыловой, которая помогла гостям исследовать теневые образы нашего общего бессознательного. А затем придумали показывать эту выставку в полной темноте, обнажая то, что скрыто и не может быть проявлено при обычном свете. Впервые мы попробовали «темный» формат экскурсий на «Ночи искусств», темой которой в PERMM стала «Заполняя темноту».

Заполнять темноту и исследовать пределы и границы сознания мы продолжили и дальше — наша арт-терапевтическая линия продолжилась встречами с психологом, иммерсивными экскурсиями, обращающимися к чувствам зрителей, а не к их мыслям, и большой программой арт-релаксации с интуитивной лепкой из глины.
ЗАПОЛНЯЯ ТЕМНОТУ
ноябрь
чудеса
декабрь
В этом году мы приняли в коллекцию 24 объекта из серии «Корни» арт-группы Микротерритория «Город Устинов». Художники призывают к более наблюдательному отношению к происходящему в природе, к растущим корням и корешкам на земле и под землей, ведь часто мы любуемся «листьями и цветами», забывая о роли корней в их формировании. Нам так нравится эта тема, что мы решили сделать ее лейтмотивом следующего года.
В финале года мы получили важный дар в коллекцию музея — Татьяной Курсиной были обнаружены две недостающие серии работ Анны Андржиевской из проекта «Система ограждений». Прямо сейчас эти работы представлены на нашей выездной выставке в Свияжке, которую можно посетить до 26 января 2023 года.
Аудиовизуальный перформанс «Рабочий посёлок. Детали», первый и единственный показ которого состоялся в декабре 2021-го года, стал лауреатом двух премий — Премии Сергея Курехина и главной премии Прикамья в сфере культуры и искусства. До 8 января 40-минутную запись перформанса можно увидеть в музее PERMM.
Внезапно перед Новым годом мы получили чудесную новость от департамента транспорта о том, что при установке новой конструкции остановки «Владимирский» было решено сохранить часть истории арт-объекта «Вспомни город».

Часть проекта, в рамках которой участники работали с остановками, так и называлась «Остановки». Куратором этой части стал пермский художник Петя Стабровский, а его подопечными жительницы Перми Ирина Белёва, Вера Конышева, Лариса Кышлару, Наталья Новикова и Людмила Неганова. Петя заметил, что остановки часто хранят воспоминания о разных городских локациях, причем часто о тех, которых уже фактически не существует. Вместе с участниками проекта он выбрал пять остановок в разных точках города. Некоторые из них просто подверглись творческому осмыслению и были перекрашены, а некоторые обклеены листами с воспоминаниями.
В финале года мы завершили работы по восстановлению видеоинсталляции Александра Бродского «ЗИМА». Гости музея смогут увидеть ее уже 14 января 2023 года. Проект был создан для русского павильона X Венецианской биеннале архитектуры. В музее PERMM был показан в 2010 году в рамках персональной выставки художника «Инсталляции».

Александр Бродский с помощью зеркал создал пейзаж для созерцания: зимний вечер, типовой микрорайон из пятиэтажек, в окнах горит свет. Все припорошено снегом, из труб на крышах идет дым. В одних окнах просто горит теплый свет, в других можно наблюдать заснятые бытовые сценки из обычной жизни людей: сон, еда, любовь. Благодаря зеркалам эта одинаковая повседневность проецируется в бесконечность.

Так закончился этот год, сложный и уязвимый. Но мы смотрим вперед и надеемся, что следующий год окажется лучше предыдущего.